Форум » Жизнь форума, разное » Муки творчества » Ответить

Муки творчества

Автор: Я специально решил открыть этот раздел и посвятить его исключительным образом творческому процессу. Я хотел бы, чтобы здесь участники форума, взяв на себя функции богов-творцов (а что, разве не так?) обменивались мнениями, решали какие-то вопросы и высказывали пожелания (не только ко мне, но и друг к другу), связанные с написанием материалов для сайта.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Антон: Среди бактерий таких видов масса (вспомним описанную на сайте Элементы.ру ферроплазму, обитающую только в месторождениях железа). Прочитал последнюю главу - про озеро Карпентария. Да, эйнгана меня впечатлила - она гораздо крупнее даже вымершего титанобоа! Таких змей, похоже, еще не было в истории.

Медведь_жив!: Антон пишет: Да, эйнгана меня впечатлила - она гораздо крупнее даже вымершего титанобоа! Таких змей, похоже, еще не было в истории. Это точно.

Автор: Открывая тему, я решил также высказать то, что накоплено по итогам работы с описаниями и идеями. Как-нибудь, если будет интересно, я попробую кратко описать, как происходит работа над главами. В настоящее время (и, очевидно, так будет всегда) среди обновлений по проекту чаще всего фигурируют отдельные описания тех или иных видов. Поэтому я попробую сформулировать моё собственное видение этой работы. Первые главы и описания сильно отличались от тех, что появляются в настоящее время. Это были первые шаги, и я, можно сказать, спешил преподнести свои идеи возможному читателю. И, судя по всему, читателей я нашёл. В настоящее время проект по-прежнему разрастается, и уже не только моими усилиями, чему я очень рад. И я стал уделять внимание не только количественной, но и качественной стороне вопроса. Не знаю, как вы все это воспримете, но теперь я стараюсь делать описания животных и растений как можно более полными, уделяя внимание всем сторонам их жизни. Не следует забывать, что мы имеем дело с «как бы реальными» живыми существами, которые при определённых условиях имеют возможность появиться на Земле. Или не имеют, если мы в чём-то не угадали. Как появляется новая идея? По-разному. Иногда спонтанно существующие знания об особенностях животных и растений соединяются в мысленном «калейдоскопе» по-новому, и появляется новая идея. Иногда я начинаю рассуждать на тему: «кто может с наибольшей степенью вероятности занять ту или иную экологическую нишу при таких-то обстоятельствах?» Я предпочитаю оценивать наибольшую вероятность того или иного процесса. Например, какие птицы могли бы стать крупными бегающими формами вместо дрофы в Евразии? Я сразу отметаю все варианты птенцовых птиц как менее вероятные в условиях материка с полным набором хищников. Однако, я держу в памяти калифорнийскую кукушку как гнездящуюся на земле и преимущественно бегающую птицу. Но у нас на территории Евразии есть куриные и пастушковые, поэтому я скорее отдаю предпочтение им, нежели какому-то экстравагантному бегающему воробьиному. Всегда держу в памяти Дугала Диксона с его оригинальностью мышления в ущерб логике, и стараюсь не повторять его главной ошибки – упора на сенсационность, парадоксальность и эффект неожиданности. Как ещё может появиться новая идея? При работе над уже существующими. Когда описываешь новый вид, возникают какие-то соображения по поводу видов, связанных с ним. И тогда главное – «поймать за хвост» эту идею. Пусть коротко, всего лишь одной-двумя фразами, я сразу же стараюсь обрисовать основную мысль – роль в природе. Далее я оцениваю вероятность появления животного или растения, занимающего ту или иную экологическую нишу, или обладающего теми или иными особенностями, от современных видов. И только после этого начинаю обдумывать особенности данного вида. И ещё один способ – посмотреть на представителей современных животных и растений. Не на всех, но на тех, которые в нашу человеческую эпоху демонстрируют определённого рода успехи в выживании, то есть, перспективны для выживания в условиях антропогенного прессинга. И не просто посмотреть, а из различных источников собрать информацию об их возможностях – кто склонен плавать, лазить по деревьям, бегать и пр. Кассандра Ривера в своей «Метазоике», например, взяла, и просто произвела от тех же крыс все возможные типы строения – бегающие, плавающие, хищные и пр. Переубедить? Никак. А нам нужно просто не забывать, что рядом с нашим видом живут и другие. Поэтому я с неисправимым скепсисом отношусь, например, к популярной в кругах футуробиологов идее появления нелетающих рукокрылых. Я понимаю, что на Новой Зеландии они есть (или правильнее, наверное, сказать «были»). Но и они всё ещё крылаты и не полностью утратили способность к полёту. А у футуробиологов вслед за Диксоном появляются совсем бескрылые существа. Поэтому, окажись на одном острове крыса и летучая мышь, или птица и летучая мышь, я бы не поставил ни гроша на то, что летучая мышь полностью разучится летать и превратится в «дугалоида». Всегда следует помнить разного рода правила, описывающие облик или ход эволюции. Для этого рекомендую книгу Реймерса «Экология» из библиотеки сайта. Знание закономерностей эволюции очень поможет вывести путём логических рассуждений облик нового существа. И самое главное – не забываем, что Земля шарообразна! Сезоны сменяются, и существо, обитающее в сезонном климате, должно готовиться к зиме. Когда отцветают кормовые растения, специалист по нектару должне чем-то питаться дальше. Живые существа находят друг друга, производят потомство и ухаживают за ним (или бросают на произвол судьбы). И надо продумать жизнь существа, если угодно, от первого и до последнего дня. Во всяком случае, до появления способности к размножению. Разные черты, придающие экстравагантный облик, всегда имеют значение. Элементы окраски, переразвитые перья и прочие «украшения» демонстрируются. На длинных ногах бегают. И длинноногий бегун явно будет не близорук. Иными словами, одна особенность всегда «тянет за собой» другие. Важно проследить и отработать в описании эту связь. Легче всего мне работать с «сухими» описаниями, где эти подробности продуманы. Иногда работа с хорошим описанием занимает всего несколько минут – поправить чисто стилистические ошибки в письменной речи. А «сырое» описание, в котором многое не досказано, что-то противоречиво или неясно, откладывается в «долгий ящик» на недели, месяцы или даже годы. Я всегда стараюсь максимально сохранить авторский стиль описания или идеи (не говоря уже о самом авторстве), но в работе с «сырым» описанием авторского текста остаётся едва ли больше четверти, и он буквально «растворяется» в добавленных подробностях. Особенно сложно устранять внутренние противоречия в описании, которые образуются, когда происходят многочисленные дополнения и исправления. Есть ли какое-то вопросы? Может, кто-то сам захотел бы поделиться своими мыслями и соображениями?


артропод: А что сложнее/интереснее: писать новые главы или описывать новых животных для бестиария?

Мамонт: Сложнее-писать главы:я вот несколько зверяток,на предлагал,и ни одна в проект не попала

Айрен: Написать новую главу - это гораздо сложнее. Одно дело - какой-то вид животных, а глава - это целая экосистема, посвященная нескольким видам. Но как известно, более сложное чаще всего является более интересным.

Автор: Как-нибудь попозже я попробую описать процесс сотворения новой главы. Это действительно сложнее, чем "родить" десятка полтора - два описаний разных видов.

Семён: Автор Хорошая тема .

Amplion: +1! Спасибо за тему! Вопрос такой: а бывало такое (понимаю, маловероятно, но все же), что созданное животное, спустя какое-то время после публикации, находилось зоологами (возможно, даже почти один в один)? Понятно, что не млекопитающие, но моллюски - членстоногие?

Автор: Не видел такого. Но любезный Змеевед уже напомнил про одну саламандру, о которой я лично ничего не знал, а она есть.

Автор: И теперь я хотел бы поговорить о том, как рождается новая глава. Для начала, необходима сама идея главы. Без неё ничего хорошего не получится. В первом цикле коротеньких глав-очерков я следовал географическому принципу, чтобы главы составляли единый маршрут. Но я, честно говоря, спешил. Спешил зафиксировать всё, что родилось у меня в голове после просмотра сериала «Дикий мир будущего», когда по Animal Planet его весь пустили за один день. Я его тогда и на видео записал себе, чтобы наслаждаться, когда хочется. Но потом я понял, что не стоит особо увлекаться именно идеями Диксона. Кое-что типа зайцелоп и олуш-китов осталось в проекте как дань былой задумке дополнения к тому проекту. Но далее я отошёл от этой мысли. Новые главы представляют собой уже не что-то типа единого маршрута – в них я описывал те места, которые мне захотелось описать, без привязки их к какому-то определённому маршруту. Итак, как рождается глава. Мучительно долго. Она может быть задумана как описание какого-то уголка Земли, который ещё не посещался во время воображаемого путешествия в неоцен. Или же идея главы придёт в голову внезапно, после написания того или иного описания несуществующего вида. Причём пишется глава по-разному – или как описание жизни индивидуума и мира вокруг него. Или же описывается какое-то сообщество, либо даётся описание фауны и флоры местности в каком-то определённом аспекте. Тут уж что понравится. Насколько долго пишется глава? Первые главы были написаны за 2 – 3 – 4 дня каждая. На последние главы проекта уходило до двух недель. Но это лишь чистая работа. Задумка главы или её первоначальный набросок может лежать в специальном файле по много месяцев. А иногда я сразу с нуля могу написать новую главу. Работу облегчает наличие уже готового бестиария – совокупности описаний животных и растений. Тогда по ходу написания главы я сверяюсь с ним, уточняя особенности строения или поведения животных, и соответственно с этим корректируя ход своих мыслей. Какова технология написания главы? Для начала выбирается сюжет – место, время года, действующие лица, связи между ними,которые я хочу показать. Затем начинается изготовление плана главы. Помните произведения Жюля Верна? Там перед каждой главой он делал краткий список сюжетов, которые входят в главу. Я поступаю точно так же. Вначале делаю краткий и наиболее обобщённый список сюжетов главы. Например: Гнездо мумзиков. Мумзик-самка заботится о детёнышах. Самец мумзика на охоте. Выслеживает трюмзиков. Трюмзики кормятся. Нападение мумзика. Трюмзики защищаются. Птица бубу охотится на трюмзиков. Нападает, ловит. Мумзик видит. Пытается отобрать добычу. Птица бубу защищает её. Мумзик уходит. Бестиарий. Мумзик (описание) Трюмзик (описание) Птица бубу (описание) Бред сивой кобылы, верно? Названия, понятно, условные, для примера. Затем сюжет обрастает подробностями. В нём появляются какие-то ответвления, которые могут пересекаться друг с другом. Например, мумзик разрушает чьё-то гнездо. Обладатели гнезда кусают его. И так далее. Рассказ постепенно обрастает подробностями – я описываю, как строится гнездо или как оно уже устроено, как самка ухаживает за потомством. Я просто стараюсь представить себе, что нахожусь рядом с описываемым объектом, и фиксирую то, что вижу. Но изложить стараюсь таким языком, чтобы читатель представил себе картину, родившуюся в сознании, как можно точнее. По ходу обдумывания и написания сюжетные линии пересекаются, связи между видами как бы «прошивают» общий сюжет главы, делая его единым целым. Это я ценю больше всего, но добиться этого бывает трудновато. Первоначальный план не сохраняется – я пишу прямо по нему, он вырастает в главу. По ходу написания я могу добавить пометки в ещё не расписанную часть сюжета, или же внести какие-то подробности в уже написанное. По мере развития сюжета корректируется, в том числе, описание видов. Например, уточняются тонкости поведения, особенности строительной деятельности и прочее. По ходу написания главы могут родиться описания новых видов, которые «выкристаллизовываются» при внесении дополнительных подробностей в описание героев главы и их поведение. Они сразу же и вносятся в бестиарий главы. Самый лучший вариант – это взять описания животных и растений из уже существующего «Бестиария». Тогда описания уходят из общего списка в главу, и я лишь с удовольствием меняю ссылки. Собственно, «Бестиарий» сайта как раз и задумывался как «камера хранения» для видов, ждущих своего часа. Изредка он и выполняет свою роль, хотя, конечно, чаще всего новые главы содержат описание новых видов.

ник: животное также иногда родить очень непросто. проблема часто с названием, или с поиском "предка", либо вида-"прототипа" (т.е. занимающего ту же или сходную нишу). и, как я понимаю, в описании животного также есть схема: название; место и природная зона, где оно живёт; особенности внешнего вида и окраски. рост (от... и до...; для бабочек и летающих птиц - размах крыльев), вес; особенности физиологии и биологии; основные характеристики спонтанного поведения (т.е. вне брачного сезона), возможно описание поведения в драках брачный сезон: в какое время; изменения в поведении и, возможно, внешности самцов и самок; число детёнышей; для птиц и млекопитающих - время жизни с родителями; особенности поведения молодых животных от начала самостоятельной жизни; время полового созревания. срок жизни особи вида (конечно, приблизительно). если чего-то в схеме не хватает, пожалуйста, подскажите чего (и в каком месте).

Автор: В принципе, к описанию любого вида стоит подходить, ддержа в голове формулу: "я знаю об этом виде всё - от рождения до смерти". В принципе, охват тем описания очерчен верно. Конечно, это не жёсткий план, и возможны варианты. Но я согласен с общим набором пунктов описания. О предках. В случае с позвоночными, конечно, предка указать проще. Для насекомых, растений, грибов - я вполне понимаю, что сожнее. Но привязка к группе хотя бы на уровне семейства должна быть, как мне кажется.

Семён: Попробую тоже рассказать о том, как у меня появляются идеи ... Рождение большинства идей у меня идёт по четырём путями. Первый таков: известно о существовании некой экологической ниши, требуется узнать, кто её заполнит. Здесь в ход идёт что-то вроде анализа, в то время как остальные три пути - это пути внезапного "озарения". Катализатором идеи может служить картинка или строка в книге, фраза из научно-популярного фильма и т.д. Второй путь: некая особенность поведения или строения современного (возможно, вымершего) животного переносится на животное неоценовое. Например, потомок утконоса звездоклюв "получил" приспособление, напоминающее нос современного крота-звездорыла. Третий путь: представим, что у современного вида есть некая особенность поведения или строения. Его потомок за 25 миллионов лет может развить и углубить её. Например, современные медоуказчики привояит зверей к пчелиным гнёздам. Почему бы их потомку не научиться добывать пищу самостоятельно? Так появился воскоед. Но, с другой стороны, иногда медоуказчики приводили людей не к пчёлам, а к полным личинок трупам. Эту особенность я развил в птице под названием кадаверорнис. Четвертый путь: читая описание какого-либо неоценового животного, представляешь себе симбионта, паразита, имитатора или хищника, способного нейтрализовать изощрённую защиту. Помню, мы таким забавным образом сформировали одно сообщество: я придумал птицу-фонарщика (специализированного ночного шалашника), Автор - живущих с ним в симбиозе муравьёв, а я в ответ на муравьёв - нахлебника-светляка из их муравейников. Или, например, "в ответ" на бромелиевую стрекозу я придумал бромелиевого зимородка. Но, конечно, после этого идее приходится выдержать испытание фактами. Ведь "муравьед" не появится там, где нет муравьв и термитов; животное, "заменяющее" дятла не сможет жить там, где есть настоящие дятлы; а вид, который сегодня дышит на ладан, вряд ли даст потомков. И ещё. Сейчас я стараюсь описывать виды, которые имеют какие-то оригинальные особенности строения и поведения или же играющие важную роль в экосистемах. В принципе, мне не стоит труда описать, допустим, 15 видов неоценовых синиц, слабо отличающихся друг от друга и от современных представителей рода Parus. Вот только кому оно надо? Также я воздерживаюсь от описаний, разрушающих первоначальную концепцию неоцена. Можно описать и разнообразных плацентарных хищников Австралии будущего, и гигантских грызунов Европы, но всё это идёт в разрез с ранее написанным. Естественно, это правило относительно. Как-то так ...

Автор: Спасибо за интересный рассказ, Семён! Мне самому иногда кажется, что появление идеи нового вида напоминает попытку решить в уме уравнение с многими неизвестными. Вполне естественно, что оценивается некая вероятность появления того или иного вида, поскольку из появления описания в проекте ещё не означает, что такой вид обязательно появится в природе. Достаточно измениться какой-то переменной, заданной изначально, и вся система уравнений уже имеет совсем другие решения. Добавлю к рассказу Семёна со своей стороны о "фоновых" видах. Иногда без них не обойтись. Это добыча, или, напротив, хищники в экосистемах. Конечно, они могут быть похожими на современные виды, но порой и без них не обойтись. Однако, это, конечно, не повод "настрогать" кучу видов такого рода.

Семён: Я добавлю, что порой первопричиной дальнейшего развития идеи служит нечто совершенно далёкое от неоценовой тематики. Например, о шалашнике-садовнике я впервые подумал, разглядывая комнатное растение с яркими листьями .

ник: Семён пишет: порой первопричиной дальнейшего развития идеи служит нечто совершенно далёкое от неоценовой тематики абсолютно верно. у меня иллуянка (в теме драконы) родилась просто из названия халдейского дракона

Юный биолог: У меня в голове 6 видов , на форум в черновом варианте (Без семейства и прочих подробностей) выложил пока один. Все 6 видов родились путём озарения. Причём из самых неподходящих предметов.

гасторнис: Мне кажется что Неоцен не стоит делать слишком больщим.Большая часть экосистем уже описана.на мой взгляд осталось описать только: 1))Япония 2)Леса Центральной Европы 3)Север СА 4)Индостан 5)Памир,Алтай,Тянь-Шань 6)Озеро Карпентария 7)Южная Африка 8)Кавказский п-ов 9)Флорида 10)Тихоокеанское побережье СА

Автор: гасторнис пишет: Тихоокеанское побережье СА Глава "Знак саламандры"... И в целом я могу сказать одно - не стоит ограничиваться. Если есть интересная идея-"затравка", глава рождается сама собой. Посмотрите, сколько глав посвящено Северной Африке: Евразия вряд ли столькими похвастается. А Меганезия - тоже подробно расписана. Тут дело не в географии, а скорее в красивой и увлекательной идее, связывающей виды, живущие в том или ином регионе.



полная версия страницы